Причин заняться моделированием железных дорог может быть сколь угодно много. Кто-то интересуется историей железных дорог и придает особое значение исторической точности и аутентичности своих моделей и макетов, считая их миниатюрными произведениями искусства. Кто-то кропотливо строит модели и макеты, чтобы просто удовлетворить желание почувствовать себя машинистом настоящего поезда.
Однако есть и такие моделисты, чьи мотивы выходят далеко за рамки таких довольно распространенных желаний. К примеру, моделист из США Джеймс Ризнер использовал всю свою коллекцию железнодорожных моделей в масштабе Н0, чтобы создать на полу своей комнаты впечатляющую гигантскую концентрическую спираль.
В конструкции задействовано 9 локомотивов и 141 вагон. Технически макет очень простой, но выполнен поистине мастерски, а благодаря продуманной конструкции поезд выходит за пределы спирали и затем вновь в нее возвращается, замыкая бесконечное кольцо.
Чуть позже Джеймс создал и еще один схожий макет, технически более сложный и состоящий из большего количества моделей. В обоих случаях концентрическое движение моделей создает завораживающее гипнотическое ощущение. Бросив один взгляд на такой макет, практически невозможно от него оторваться.
В целом «инсталляции» - как можно назвать макеты Джеймса Ризнера – производят такой же успокаивающий и расслабляющий эффект, как и наблюдение за аквариумными рыбками или за языками пламени в камине. Возможно, автор открыл нечто новое, что спустя время получит распространение под названием «модельной терапии».
А для некоторых моделистов их хобби – такая же часть повседневности, как и обычная одежда. Представим молодого человека, который приглашен на костюмированную вечеринку, где каждый гость должен носить что-то начинающееся на букву «Т». Неизвестно, что было бы, не будь он заядлым любителем железнодорожных моделей. Но именно этот молодой человек сразу подумал о своих любимых моделях в масштабе Т (1:450, колея шириной 3 мм). К счастью, в его распоряжении оказалась шляпа и несколько моделей соответствующего масштаба, снабженных магнитными колесами, что позволяет поезду безопасно передвигаться по полям головного убора.
Без сомнения, этот головной убор стал не только уникальным макетом, но и блестящим дизайнерским элементом одежды, способным составить конкуренцию произведениям самых модных кутюрье современности. Как говорится, все дело в шляпе.