Китай запустил прямое грузовое железнодорожное сообщение с Великобританией в рамках стратегии председателя Си Цзинпина по укреплению торговых связей с Европой.
Первый поезд отправился со станции Иу на востоке провинции Чжецзян 1 января. Состав преодолеет 12 000 километров за 18 дней, прежде чем достигнет Лондона, как заявили в представительстве китайской железнодорожной компании China Railway Corp. Грузовой состав, везущий предметы одежды, сумки и чемоданы среди прочих товаров, пройдет по территории Казахстана, России, Беларуси, Польши, Германии и Франции.
Лондон стал 15-м европейским городом, связанным с Поднебесной прямым железнодорожным сообщением после запуска программы «Один пояс, один путь», представленной Си Цзинпином в 2013 году. Программа подразумевает развитие транспортной системы для создания современного Шелкового пути, который подстегнет рост коммерческих связей между Азией, Африкой, Ближним Востоком и Европой.
Несмотря на то, что поезд может нести только около 200 контейнеров против 20 000, которые способно перевозить грузовое судно, он преодолевает маршрут почти в два раза быстрее корабля, которому требуется более 30 дней, чтобы дойти из Восточной Азии в северную Европу. Это делает железнодорожный транспорт особенно конкурентоспособным в сравнении с морским, в случаях когда корабли задерживаются или отгрузка вообще невозможна из-за отсутствия мест на судах, не говоря уже о конкурентных преимуществах перед авиатранспортом, который боле чем в два раза дороже железной дороги, как отмечает Майкл Уайт (Michael White), директор британской транспортной компании Brunel Shipping, курирующей поезд со стороны Великобритании.
Компания также занимается и прямыми железнодорожными поставками по маршруту Китай-Мадрид, который существует уже более года и считается самым протяженным, даже по сравнению с Транссибирской магистралью, связывающей Москву и Владивосток. Испанский поезд везет обратно в Китай оливковое масло и представители Brunel считают, что британский поезд, который прибудет в Баркинг к востоку от Лондона, также может отправиться в обратный путь не порожняком. Например, можно наладить экспорт в Китай британских дизайнерских товаров, считает Уайт.
Изначально Китай инвестировал 40 миллиардов долларов в развитие собственных и зарубежных железных дорог – все это в соответствии с новой стратегией. Однако торговые отношения внутри транспортного коридора могут принести до 2.5 триллионов долларов всего за 10 лет, как заявил в 2015 году занимавший в то время пост вице-председателя Комиссии по ценным бумагам Китая Яо Ган. Политика правительства Си Цзинпина ставит развитие железнодорожного сообщения среди первостепенных приоритетов и только в прошлом месяце правительство Китая официально объявило о намерении вложить 3,5 триллиона юаней (503 миллиарда долларов) в расширение национальной железнодорожной сети к 2020 году.
Согласно заявлению Информбюро Госсовета, план подразумевает создание высокоскоростной железнодорожной сети протяженностью более 30 000 километров. Эта сеть, превышающая в 6.5 раз расстояние от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, соединит более 80% крупнейших городов Китая.
Китай также рассматривает железные дороги как важный инструмент международной политики. Китайские производители железнодорожного оборудования целенаправленно завоевывают рынки Африки, Латинской Америки и Юго-восточной Азии и одновременно с этим на равных борются с американскими и европейскими конкурентами на рынках более развитых стран.
Учитывая темпы развития железнодорожной сети Китая и амбиции как самой страны, так и China Railway Corp, можно предположить, что в скором времени мировые производители масштабных железнодорожных моделей обратят свой взгляд на восток и в число новинок известных брендов войдут составы, курсирующие по новому «Шелковому пути».